ГК «Моспроект-3» приняла участие в конференции Тоннельной ассоциации России по метростроению
Научно-техническая конференция Тоннельной ассоциации России «Освоение подземного пространства мегаполисов и транспортные тоннели 2025» прошла в Москве. В ее работе приняли участие эксперты ГК «Моспроект-3», которые рассказали о разработке новейшей нормативной документации по строительству линий легкорельсового транспорта – метротрамвая.
Конференция Тоннельной ассоциации (ТАР) направлена на представление итогов новейших научных исследований в области освоения подземного пространства городов, включая инженерные изыскания, проектирование, строительство и эксплуатацию транспортных тоннелей. Ее задача — обсудить ключевые проблемы отрасли, поделиться успешным опытом внедрения инновационных строительных решений и передовых материалов, а также наладить взаимодействие между научным сообществом и строителями в рамках единого форума для обмена научной, технической и деловой информацией.
Открывая конференцию, генеральный директор холдинга «Моспроект-3» и председатель правления ТАР Константин Матвеев подчеркнул положительную динамику развития системы метрополитенов и метротрамваев как в столице, так и в регионах России.
«Метротрамвай – это уникальное транспортное решение, сочетающее в себе скорость и комфорт внеуличного вида транспорта – метро и удобство более привычного для многих жителей России трамвая. Благодаря выделенным линиям, проходящим как по поверхности улиц, так и в подземном исполнении в районах со стесненной городской застройкой, можно получить быстрый и надежный способ передвижения, позволяющий существенно разгрузить городские магистрали. Метротрам значительно сокращает время поездок, улучшает экологическую обстановку и повышает комфорт пассажиров при существенной оптимизации стоимости строительства для госзаказчиков в регионах», – отметил генеральный директор ГК «Моспроект-3» Константин Матвеев.
Анализируя опыт мирового строительства и функционирующих линий метро в российских городах-миллионниках, а также проведенные расчеты технико-экономического обоснования стоимости строительства линий метрополитенов и метротрамваев, необходимость оптимизации стоимости реализации инфраструктурных проектов, подготовленные экспертами Группы компаний «Моспроект-3», было предложено внедрять легкорельсовый транспорт – метротрамвай с возможностью интеграции в действующую трамвайную инфраструктуру либо с созданием отдельной линии там, где имеется внеуличная система. Эти проекты могут стать перспективным направлением для крупных российских агломераций.
Строительство метротрамвая требует меньших капитальных вложений и эксплуатационных расходов по сравнению с линиями классического метро за счет уменьшения объема проектируемых и строящихся сооружений всех типов, а также позволяет снизить влияние от строительства на окружающую среду и застройку, а также привести экономические показатели эксплуатации к минимально достаточным в требуемых условиях.
Специалисты группы компаний «Моспроект-3» совместно с ФАУ «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» проделали масштабную работу по разработке нормативной документации – Свода правил «Линии легкорельсового транспорта» (ЛРТ) по проектированию, строительству и реконструкции линий ЛРТ, зданий и сооружений для хранения, ремонта и обслуживания подвижного состава за счет внедрения параметров оптимальных технологий и ограничения применения устаревших технологий.
За разработку новой в России нормативной документации по строительству метротрамвая ГК «Моспроект-3» и ФАУ «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» экспертами Тоннельной ассоциации России признаны победителями Конкурса «На лучшее применение передовых технологий при освоении подземного пространства» в номинации «Разработки, ведущие к снижению стоимости строительства подземных объектов».
Напомним, помимо строительства в рамках социально-экономической инициативы Правительства России «Инфраструктурное меню» по поручению Президента Российской Федерации Владимира Путина линий метротрамвая в Красноярске и Челябинске, холдинг реализует проект продления Автозаводской и Сормовско-Мещерской линий нижегородского метрополитена.
Также команда холдинга – один из ключевых авторов и участников программы развития московского метрополитена. С участием экспертов Группы компаний «Моспроект-3» в российской столице построены более 93 км и 37 станций метро.