Как будут развиваться подземки в российских мегаполисах
Тоннельная ассоциация России сформировала новый руководящий состав и определилась со стратегий развития отрасли на предстоящие годы.
С заместителем председателя правления ТАР, генеральным директором ГК «Моспроект-3» Анной Меркуловой «Ридус» обсудил перспективы освоения подземного пространства в российских мегаполисах и готовность к ним отечественных специалистов.
«Ридус»: Группа компаний «Моспроект-3» — ключевой участник мегапроекта по расширению московского метрополитена. Как вы оцениваете результаты этой программы и ее перспективы?
Анна Меркулова: В уходящем году столичные метростроители провели колоссальную работу — темпы развития московской подземки остаются одними из самых высоких в мире. В 2021 году введено в эксплуатацию 12 станций, 25,8 км линий, 1 депо.
Все «новинки» пришлись на Большую кольцевую линию. В начале апреля открыли «Мневники» и «Народное Ополчение», а в декабре — сегмент «Каховская» — «Терехово», в рамках которого пассажирам стали доступны сразу 10 станций. Кроме того, этот участок стал рекордным — ранее столь протяженных отрезков в московском метро не запускали.
Специалисты ГК «Моспроект-3» запроектировали 6 из 10 запущенных в декабре станций — южный и юго-западный участки. БКЛ — важная составляющая транспортного каркаса Москвы, которая разгрузит радиальные линии и повысит вариативность при выборе маршрута передвижения по городу — в некоторых случаях москвичи смогут экономить на поездке до 30 минут. В связи с этим перед инженерами стояла цель максимально оптимизировать сроки реализации проекта.
Практически все станции Большого кольца — мелкого заложения. Это позволяет увеличить объемы щитовой проходки тоннелей, ускоряя процесс их возведения. В то же время такой подход усложняет строительство из-за обилия существующих инженерных коммуникаций. Это особенно актуально для БКЛ, поскольку ее необходимо интегрировать со всеми радиальными линиями — как функционирующими, так и перспективными.
На участках, реализованных коллективом холдинга, сейчас можно сделать пересадку на три радиальные ветки метро. Еще одна станция — «Новаторская» — станет пересадочной после введения в эксплуатацию Троицкой линии. Технические решения, предложенные нашими инженерами, позволили практически полностью нивелировать влияние строительства на режим работы действующей инфраструктуры метро.
«Ридус»: Троицкая линия в перспективе протянется в самое сердце Новой Москвы. Как продвигается работа по этому направлению?
Анна Меркулова: Интеграция Новой Москвы в транспортный каркас столицы и повышение доступности метро для жителей ТиНАО — важнейшая составляющая экономического и социального развития этих территорий. Чтобы ускорить реализацию проекта Троицкой линии, наши инженеры используют информационное моделирование.
BIM-технологии предоставляют специалистам широкий набор цифровых инструментов, которые оптимизируют процесс проектирования, повышая качество проектной документации и сокращая сроки ее подготовки.
В этом году готовность первого участка Троицкой линии, который запроектирован специалистами холдинга, почти достигла 50%. Завершено строительство перегонных тоннелей, монолитные работы на всех пяти станциях выполнены более чем наполовину, а на двух из них — «Новаторской» и «Университете дружбы народов» — ведется архитектурная отделка внутренних помещений.
Между тем в Новой Москве уже функционирует Сокольническая линия метро. Оперативно продлить ветку помогло решение по созданию наземного участка, интегрированного в единый каркас с автомобильной магистралью «Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе».
Комбинация «классического», подземного метро и наземных участков сейчас становится все более актуальной. В качестве примера можно назвать Московское центральное кольцо и Московские центральные диаметры, которые интегрированы в единую сеть с традиционной подземкой и органично дополняют ее.
«Ридус»: Какие перспективы именуются у региональных проектов?
Анна Меркулова: Логическим развитием этой концепции можно считать проект метротрамвая в Челябинске — сейчас специалисты холдинга привлечены к разработке технико-экономического обоснования этой программы. В целом сети скоростного трамвая, которые, по сути, можно назвать наземным метро, — известная и достаточно популярная технология в Европе. Такой вид транспорта есть, например, в Риме и Берлине. В то же время проект в Челябинске уникален — предполагается, что метротрамвай станет гибридной системой, которой включит в себя тоннели недостроенного метро.
Успех московской программы метростроения актуализировал запрос российских городов-миллионников на развитие транспортных систем. В частности, специалисты группы компаний «Моспроект-3» работают над продлением Автозаводской линии нижегородского метрополитена. Две новые станции появятся в исторической части города. Это первый проект метро, получивший финансирование в рамках «инфраструктурного меню» — разработанной федеральным правительством программы бюджетных кредитов.
Сейчас формируется тенденция на создание экологичных транспортных систем в российских городах-«миллионниках». Этому критерию в полной мере соответствует метро. В Тоннельной ассоциации России наша команда сосредоточится на поддержке региональных инициатив.
«Ридус»: С чем может быть связано появление этой тенденции?
Анна Меркулова: Вся отечественная отрасль за последние годы сделала огромный шаг вперед в вопросе освоения новейших технологий — они позволяют оптимизировать сроки и стоимость проектов, делая их более привлекательными для заказчика. Московская программа развития метрополитена ставит перед инженерами сложнейшие задачи, решение которых позволяет накапливать уникальные знания и опыт.
Традиционно обширные компетенции в области возведения станций глубокого заложения, полученные еще в советские времена, дополнились богатой практикой в реализации станционных комплексов мелкого заложения, в том числе в условиях городской застройки, насыщенной инженерными коммуникациям. Освоен метод top-down, который позволяет максимально оперативно завершить работы на поверхности и продолжить строительство станции под землей, сокращая таким образом влияние на окружающую инфраструктуру.
Кроме того, адаптированы зарубежные технологии по использованию 10-метровых щитов-гигантов для создания тоннелей, в которых располагаются оба пути, идущие в противоположных направлениях. Также в арсенале отечественных инженеров имеется опыт интеграции станционных комплексов в уже существующие тоннели без остановки движения поездов.
Специалисты ГК «Моспроект-3» глубоко погружены в программу расширения столичного метро и внесли значительный вклад в разработку и внедрение новых методов строительства скоростных транспортных систем. В нашем распоряжении есть инструменты, которые позволяют подбирать оптимальные варианты, отвечающие требованиям заказчика, и качественно их реализовывать в максимально сжатые сроки.