Анна Меркулова: Задача президента по внедрению BIM откроет новые возможности для строительной отрасли
Тоннельная ассоциация России подвела итоги ежегодного конкурса на звание инженера года. Профессиональное сообщество подтвердило высокий уровень компетенций специалистов группы компаний «Моспроект-3» и лично генерального директора холдинга Анны Меркуловой, которую эксперты ТАР назвали инженером года в сфере метростроения.
Сегодня команда ГК «Моспроект-3» задействована в самых сложных и масштабных транспортных проектах Москвы, а также реализует свой первый федеральный объект. Мы поговорили с Анной Дмитриевной о технологическом прорыве, который обеспечивают инженеры холдинга, BIM-проектировании и перспективах развития отрасли.
Несмотря на то, что в холдинг вошли старейшие проектные институты, ГК «Моспроект-3» является новым игроком на рынке транспортного строительства. Расскажите, как формировалась группа компаний и удалось ли реализовать задуманные изначально планы?
ГК «Моспроект-3» сформирована в ответ на вызовы, которые возникли перед Москвой больше 10 лет назад – моноцентричный мегаполис с высоким уровнем маятниковой миграции и с находящейся в кризисе транспортной инфраструктурой. Тогда мэр Москвы Сергей Семенович Собянин запустил беспрецедентную градостроительную программу: в частности, стояла задача форсировано увеличить сеть метрополитена и ликвидировать дефицит улично-дорожной сети.
Создание на базе проектных институтов «Моспроект-3», «Моспромпроект» и «МНИИТЭП» в 2014 году единого инженерного центра позволило не только в кратчайшие сроки обеспечить Стройкомплекс Москвы качественной проектной документацией, но и оптимально решить сложные технологические задачи.
Какие решения реализовали специалисты ГК «Моспроект-3» за годы работы?
Наша команда, которая сегодня насчитывает больше 1,5 тысячи высококлассных инженеров, быстро нарастила компетенции в сфере транспортного строительства и уверенно включилась в проекты расширения метро, создания системы хордовых магистралей, запуска МЦК и формирования сети транспортно-пересадочных узлов.
Первые для холдинга проекты метро сразу же стали экзаменом для наших специалистов. Например, чтобы построить станцию «Беломорская» мы использовали уникальную для современной истории столичного метро технологию top down. Она позволила сверху-вниз постепенно раскрыть действующий участок Замоскворецкой линии и аккуратно посадить на него новую станцию. При этом работа зеленой ветки не останавливалась –строительство велось в ночные «окна».
Еще одни наши проекты, которыми можно гордиться – глубокие станции «Окружная» и «Верхние Лихоборы» Люблинско-Дмитровской линии метро. Сложная геология подземной Москвы, нестабильные грунты и обилие грунтовых вод – эти факторы во все времена делали работу метростроевцев полной риска. Чтобы сделать ее безопасной, качественной и в срок, инженеры холдинга активно применяли там спецметоды.
Десятки уникальных технологий мы использовали, прокладывая в Новой Москве участок Сокольнической линии. Предложение пустить ветку по земле позволило в кратчайшие сроки интегрировать Новомосковский округ в транспортную систему столицы. При этом сохранены надежность и безопасность метро. Дело в том, что участок зажат трассой Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе, поэтому специалистам холдинга потребовалось оптимизировать планировку станционных комплексов. Проектируя инженерные системы, активно пользовались BIM. Это помогло рационально использовать пространство и избежать коллизий.
Какими метропроектами заняты прямо сейчас?
Наработки ГК «Моспроект-3» в информационном моделировании позволили сделать качественный шаг вперед. Наш участок Троицкой линии стал первым в России проектом метро, полностью запроектированным в BIM.
Использование технологий информационного моделирования позволили нам, помимо прочего, провести оптимизацию пространства на станции «Улица Генерала Тюленева». Она с обеих сторон зажата проезжей частью и жилыми домами, поэтому перед инженерами ГК «Моспроект-3» стояла задача – сделать перекомпоновку и вписать станцию в стесненные условия застройки. Благодаря BIM это удалось сделать.
А вот проектные решения на станции «Улица Новаторов» эксперты Тоннельной ассоциации России и вовсе признали лучшим в отечественной практике применением передовых технологий при строительстве тоннелей и подземных сооружений.
Конечно, ключевым остается для нас участие в мегапроекте Большого кольца. Эта линия уже установила один мировой рекорд – по одновременной работе тоннелепроходческих щитов, а когда замкнется, то станет самым протяженным метрокольцом в мире. Специалисты холдинга обеспечили инженерные решения по двум участкам БКЛ.
Одно такое, например, реализовано на станции «Воронцовская». Ее будущий вестибюль располагается в зоне выхода тоннелепроходческих комплексов. Чтобы не ждать финиша щитов и сразу же приступить к работе над основными конструкциями объекта, мы реализовали временные технологические проемы. Через них осуществили демонтаж ТПМК, когда он завершил проходку. Это позволило существенно сократить срок строительства станции, ведь москвичи с нетерпением ждут новое метрокольцо.
Еще одну непростую задачу наши специалисты решили во время проектирования станции «Мичуринский проспект». Ее строят одновременно с перехватывающей парковкой. Инженеры пересмотрели габариты станции, сделав ее семиэтажной, а на одном из этажей разместили автостоянку. Чтобы уменьшить нагрузки на конструкции, при строительстве паркинга решено использовать легкий бетон. В конечном итоге у пассажиров появится возможность оставить машину максимально близко к метро.
ГК «Моспроект-3» активно занимается дорожными объектами. С какими препятствиями сталкиваетесь здесь и как их преодолеваете?
Если подвести все сложности под один знаменатель, то можно обозначить их как плотнозастроенный мегаполис с обилием подземной инфраструктуры. Планировщики сегодня практически исчерпали резерв свободных «коридоров», поэтому трассировки новых магистралей преимущественно прокладывают в полосах отвода железных дорог.
А роль железной дороги в жизни города в последние годы значительно увеличилась. По ней запущены новые виды транспорта – Московское центральное кольцо и Московские центральные диаметры. Объемы пассажирских перевозок бьют все рекорды и движение в режиме метро накладывает серьезные ограничения для инженеров.
Знаковый объект для команды ГК «Моспроект-3» – Северный дублер Кутузовского проспекта, для которого мы, кстати, в BIM разработали мега-модель окружающей территории. Цифровая модель охватывает рельеф и коммуникации на площади 320 гектаров. Новая вылетная магистраль проходит вдоль Смоленского железнодорожного направления, по которому запущено МЦД-1. Сейчас наши специалисты заняты интеграцией СДКП в улично-дорожную сеть города
Например, из-за невозможности применить метод классической надвижки при строительстве развязки дублера с Северо-Западной хордой использовали здесь более сложную технологию. Она предусматривает сборку искусственного сооружения рядом с путями и перемещение его в проектное положение методом поперечной надвижки. Реализация проектных предложений в таких сложных условиях требует не только концентрации инженерных компетенций, но и максимального взаимодействия с десятками заинтересованных организаций и учреждений.
Одним из приоритетных направлений в сфере дорожного строительства в Москве является система хордовых магистралей. Команда ГК «Моспроект-3» – ключевые участники этого проекта.
Мы обеспечили проектные решения по участкам Северо-Западной хорды и Южной рокады, запроектировали три четверти всей Северо-Восточный хорды, в том числе, первую в России пятиуровневую развязку – Бусиновскую, которая интегрирует автомобильные потоки с трассы Москва – Санкт-Петербург, МКАД и собственно СВХ.
Сейчас в работе финальные участки СВХ. Один из самых сложных объектов – развязка с проспектом Мира. Запроектированные в ее составе сооружения трижды пересекают железнодорожные пути Ярославского направления. И при этом наши инженеры осуществили надвижку пролетного строения полным сечением без разделения на отдельные блоки. Для реализации проекта необходимо было вписать каждую опору между путями и применить метод продольной надвижки на упруго-проседающих опорах.
В работе остаются участки Юго-Восточной хорды. Перед нами стоит задача грамотного внедрения магистрали такого масштаба в городскую среду. И такая интеграция стала возможной благодаря обилию сложных искусственных сооружений.
Так, индивидуальный подход понадобился при проектировании опор развязки ЮВХ с Волгоградским проспектом. Дело в том, что инженерные сооружения пересекают действующую Таганско-Краснопресненскую и строящееся Большое метрокольцо. Также они проходят над железнодорожными путями Курского направления. Специалисты ГК «Моспроект-3» смогли уменьшить шумовое и вибрационное воздействие, применив фундаменты на буронабивных столбах. Диаметры свай подбирались отдельно – это позволило нам сократить количество свай и вписать опоры в насыщенное подземное пространство.
Анна Дмитриевна, вы уже затронули тему BIM-проектирования, на котором акцентировал внимание президент России Владимир Владимирович Путин в своем послании Федеральному собранию. ГК «Моспроект-3» считается пионером в стране по использованию этой технологии в сфере транспортного строительства. Какие видите перспективы и препятствия для применения BIM-технологий в России?
Наш холдинг неоднократно признавали BIM-лидером России, и мы активно применяем технологии информационного моделирования (ТИМ) в метростроении и дорожном строительстве.
Понятие ТИМ законодательно закрепили в России только в 2019 году. В этом году президент поручил подготовить пошаговый план сквозного повсеместного использования цифрового проектирования. Обозначая задачу, он обращал внимание на то, что внедрение технологий значительно повысит качество строительства.
Информационное моделирование набирает обороты в строительной отрасли. Сегодня BIM нуждается в активной проработке нормативно-технической документации. Как уже отмечалось, мы имеем успешный опыт в применении информационного моделирования, а также уже давно участвуем в разработке нормативной базы в рамках межведомственной рабочей группы по внедрению ТИМ при реализации строительных проектов в Москве.
В рамках нашей деятельности в Тоннельной ассоциации России, где мы участвуем в рабочей группе по внедрению ТИМ, специалисты ГК «Моспроект-3» разработали и предложили к принятию в Москве (как пилотного региона) двух регламентов: по формированию и ведению библиотеки компонентов информационной модели, а также по информационному взаимодействию с органами государственной экспертизы по средствам информационных моделей.
Смысл открытой информационно-нормативной базы состоит в том, чтобы другие участники отрасли могли пользоваться нашими типовыми решениями. Таким образом мы активно участвуем в популяризации темы BIM.
Как верно указал Владимир Владимирович, технологии информационного моделирования обеспечивают прозрачность реализации проектов на всех этапах, существенно оптимизирует сроки и стоимость, значительно повышают качество. Это действительно важно для нашей отрасли, и наш холдинг сосредоточен на решении поставленной президентом задачи.