НОВОСТИ | 05.09.2024

Станция метро «Потапово» открыта в Новой Москве

Конечная станция Сокольнической линии московского метрополитена «Потапово», спроектированная и построенная при участии специалистов Группы компаний «Моспроект-3», введена в эксплуатацию Мэром Москвы Сергеем Собяниным. Открытие новой станции улучшит транспортное обслуживание жителей Новомосковского округа и комфорт городской среды в столице.

«Последнее десятилетие стало временем второго рождения Сокольнической линии. Если до 2014 года она насчитывала всего 19 станций, то теперь в ее составе действует уже 27», – заявил Мэр Москвы Сергей Собянин. – По просьбе жителей мы решили линию продлить еще на одну станцию – «Потапово». Это важная станция, потому что она будет обслуживать в значительной степени весь район Коммунарки».

«Именно вектор развития мегаполиса, направленный в сторону динамично строящейся Новой Москвы был взят архитекторами в основу концепции архитектурного облика станции метро, – подчеркнул генеральный директор Группы компаний «Моспроект-3» Константин Матвеев. – Идея стремительно возникающего города, отвечающего всем современным требованиям жизни, заложена в запоминающийся облик станции».

Необычное внешнее оформление новой станции стало не единственным ее отличием от других станций московского метрополитена. «Потапово» стала первой отапливаемой наземной платформой столичного метро. Эксперты Группы компаний «Моспроект-3» разработали техническое решение размещения оборудования для отопления и вентиляции. «Вентиляционные установки, обеспечивающие подачу воздуха на платформу, разместили на кровле объекта, – рассказал руководитель холдинга «Моспроект-3» Константин Матвеев. – Для предотвращения запотевание остекления из-за разницы температур снаружи и внутри, вдоль витражей фасада встроены специальные конвекторы».

Необходимость поддержания комфортной для пассажиров температуры на наземной платформе и в вестибюлях станции в течение климатического года усложнило проектирование объекта с точки зрения инженерного обеспечения. Расположить необходимое оборудование на кровле станции под наружной декоративной оболочкой удалось благодаря используемым специалистами Группы компаний «Моспроект-3» технологиям информационного моделирования. Проектировщики разработали рациональную схему прокладки инженерных систем, которая максимально эффективно интегрирована в объемно-планировочные решения станции.

«Площадь сооружения составляет 15,6 тысяч квадратных метров. Станционный комплекс состоит из одного подземного и трех наземных этажей общей высотой около 20 метров. Площадь остекления сооружения более 2400 квадратных метров», – уточнил Константин Матвеев.

Большая площадь фасадного остекления «Потапово» придает станции визуальную привлекательность и дополнительное удобство: днем с платформы пассажиры могут наблюдать за благоустроенностью внешней территории, а в вечернее время, благодаря панорамным окнам – необычную внутреннюю архитектурную отделку станции и красоту ее главной художественной доминанты – скульптуры-колонны.

Скульптурная колонна авторства Заслуженного художника России Даши Намдакова выполнена в духе минимализма стала центром притяжения новой станции и продолжает традицию московского метро включать работы современных художников в пространство непосредственного взаимодействия с пассажирами. Художественный объект смешивает дизайн и искусство скульптуры, так как скульптурная работа обыгрывает функциональную колонну, в которой скрыты технические коммуникации. Ее пластичные абстрактные линии подчеркиваются линиями освещения, создавая визуальную доминанту станционного комплекса.

Снаружи находится вторая колонна – необычная опорная структура, поддерживающая масштабный вылет козырька станции из перфорированных панелей структурной декоративной оболочки. Общее «космическое» ощущение подчеркнуто освещением внутреннего пространства, напоминающим звездное небо за счет черного цвета потолка стации. На контрасте с освещением создается эффект, что потолка вообще нет.

«Основной объем стен станции «Потапово» и скульптурная колонна облицованы пожаробезопасными и экологичными фактурными панелями из сверхвысокопрочного стеклофибробетона, – отметил генеральный директор Группы компаний «Моспроект-3» Константин Матвеев. – Их цвет и поверхность панелей напоминают привычный бетон с его естественной необработанной фактурой, за счет чего минималистичный интерьер приобретает оттенок индустриального стиля».

В оформлении напольного покрытия и лестниц используется натуральный гранит светло-серого цвета с мелкозернистой фактурой и рисунком из темно-серых вкраплений, романтично названный по месторождению «Цветок Урала». Контрастные полосы вдоль всей платформы выполнены из кварцевого агломерата желтого цвета. За счет добавления полиэфирной смолы и цветовых пигментов этот материал имеет многообразный и неповторимый рисунок, долгое время сохраняет первоначальный вид, а его полировка имеет такой же естественный и благородный блеск, как у натурального камня.

Лифтовые блоки на платформе и в вестибюлях отделаны трехслойными панелями из нержавеющей стали с зашлифованной чистовой поверхностью.

Станционный комплекс «Потапово» расположен в месте сложной транспортной развязки, поэтому для обеспечения комфортной пересадки с наземных видов транспорта на метрополитен запроектирован экспертами «Группы компаний «Моспроект-3» в створе трассы автомобильной дороги «Солнцево-Бутово-Варшавское шоссе» на пересечении с улицей Александры Монаховой. Выходы осуществляются через надземные пешеходные переходы вестибюля к остановкам общественного городского транспорта, а также к жилой и общественной застройке.

Построенный по проекту Группы компаний «Моспроект-3» новый перегон Сокольнической линии метро от станции «Новомосковская» до «Потапово» составляет 2,1 километра, в основном в наземном исполнении. Подземная часть – участок за станцией «Новомосковская» и оборотные тупики – сооружалась открытым способом. Рядом со станционным комплексом расположится электродепо для поездов – его строительство сейчас завершается.

Напомним, Группа компаний «Моспроект-3» – один из ключевых авторов и участников программы развития московского метрополитена. С участием экспертов Группы компаний «Моспроект-3» построены более 82 км и 32 станция метро.

Команда холдинга «Моспроект-3» ведет уникальные работы по строительству объектов метрополитена в Нижнем Новгороде, Красноярске и Челябинске по социально-экономической инициативе Правительства России «Инфраструктурное меню», поддержанной Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, за счет средств инфраструктурных бюджетных кредитов.