НОВОСТИ | 18.12.2024

ГК «Моспроект-3» приняла участие в конференции Тоннельной ассоциации России

Научно-техническая конференция «Освоение подземного пространства мегаполисов и транспортные тоннели – 2024» состоялась в Санкт-Петербурге в рамках международного форума-выставки «Российский промышленник». ГК «Моспроект-3» выступила партнером мероприятия. В ходе конференции представители Группы компаний рассказали о преимуществах метротрамвая, а сама организация была признана победителем конкурса Тоннельной ассоциации России (ТАР).

Открывая конференцию, генеральный директор холдинга «Моспроект-3» и председатель правления ТАР Константин Матвеев отметил позитивную тенденцию строительства систем метрополитена и метротрамвая в Москве и регионах. «Метрополитен, также как современная его вариация – метротрамвай, был и остается самым комфортным, быстрым и эффективным видом городского транспорта. Поэтому его развитию в разных точках нашей страны сегодня уделяется особое внимание. Метро строится в Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде, Самаре. Кроме этого, проекты метротрама – по сути, это на 80% метро – реализуются в Красноярске и Челябинске. На очереди ряд объектов в таких городах, как Омск, Краснодар», – рассказал Константин Матвеев.

С научным докладом о развитии метротрамвая как альтернативы метрополитена в крупных городах России выступил Алексей Майстренко – начальник отдела трассы и организации эксплуатации АО «Моспромпроект» (входит в Группу компаний «Моспроект-3»). Он рассказал об опыте холдинга по созданию интегрированных транспортных систем и проектных решений по первым линиям метротрамвая в Красноярске и Челябинске.

На примере мировой практики и существующих линий метрополитена в российских городах с численностью населения свыше 1 миллиона жителей, а также технико-экономических показателей проектов метротрамвая, разрабатываемых ГК «Моспроект-3», Алексей Майстренко доказал, что строительство легкого рельсового транспорта (метротрамвая) – с интеграцией в существующую трамвайную сеть или как обособленной линии при наличии уже существующей внеуличной системы – должно стать в будущем приоритетным решением для крупных городов нашей страны: финансовые затраты на метротрамвай будут меньше как при строительстве объектов, так и при эксплуатации транспортной инфраструктуры, чем одна или две линии метро.

«При этом использование существующих проектных решений «классического» метрополитена в части эксплуатационных показателей (размеры движения, скорость сообщения, нормативная вместимость, путевое развитие и др.) – это залог востребованности транспортных систем метротрамвая», – подчеркнул Алексей Майстренко.

Также им было отмечено, что ГК «Моспроект-3» проведена большая работа по адаптации и сравнению прошлого опыта в метропроектировании с современными проектными решениями для оптимизации существующей нормативной документации – в процессе проектирования линий метротрамвая была разработана новая нормативная документация по габаритным размерам тоннелей линий метротрамвая, утвержденная Минстроем России. «Важно, что принятые решения по габаритным размерам позволяют использовать наряду с новым строительством уже существующие горные выработки различного диаметра», – заявил Алексей Майстренко. Это даст возможность при необходимости перепроектировать ранее «замороженные» проекты метро в некоторых городах России, жители которых нуждаются в улучшении городских транспортных систем, в линии метротрамвая для комфорта горожан.

Наряду с представителями ГК «Моспроект-3» в научно-технической конференции ТАР в этом году приняло участие более 130 коллег по метро- и тоннелестроению из 60 организаций России и ближнего зарубежья в сфере проектирования и строительства подземных сооружений. Конференция Тоннельной ассоциации позволяет поделиться практическим опытом использования современных строительных технологий и материалов, обсудить имеющиеся проблемы и достижения в области проектирования, строительства и эксплуатации транспортных тоннелей, изучить актуальные вопросы научно-технического сопровождения подземного строительства.

Помимо научной части, Тоннельная ассоциация России организовала участникам конференции технический тур на строящуюся АО «Метрострой Северной Столицы» станцию метро «Юго-Западная» Красносельско-Калининской линии метрополитена Санкт-Петербурга. Объект сооружается закрытым способом через вертикальные стволы. Коллеги наглядно рассказали об используемых технологиях строительства станции метро глубокого заложения в неустойчивых грунтах Санкт-Петербурга и о том, какие технические и проектные решения они применяют при реализации проекта.

По итогам мероприятия руководство Тоннельной ассоциации вручило награды ежегодного конкурса «На лучшее применение передовых технологий при строительстве тоннелей и подземных сооружений». Диплом победителя в номинации «Работы по стабилизации неустойчивых грунтов, устройству оснований и укреплению фундаментов» получила ГК «Моспроект-3» – за использование прогрессивной технологии «Специальные методы производства работ по укреплению котлована при продлении Автозаводской линии метрополитена в г. Нижнем Новгороде от ст. «Горьковская» до ст. «Сенная». Этап 2.2. Котлован ст. «Площадь Свободы».

Напомним, продление Автозаводской линии нижегородского метрополитена ведется в рамках социально-экономической инициативы Правительства России «Инфраструктурное меню» по поручению Президента Российской Федерации Владимира Путина. Эксперты холдинга также реализуют проект продления второй – Сормовско-Мещерской – ветки нижегородского метро.

Помимо реализации крупного транспортного инфраструктурного проекта в Нижнем Новгороде, ГК «Моспроект-3» занимается строительством линий метротрамвая в Красноярске и Челябинске. Также команда холдинга – один из ключевых авторов и участников программы развития московского метрополитена. С участием экспертов Группы компаний «Моспроект-3» в российской столице построены более 90 км и 36 станций метро.