НОВОСТИ | 26.12.2025

ГК «Моспроект-3» начала проходку тоннелей уникального проекта метротрамвая в Челябинске

Группа компаний «Моспроект-3» приступила к механизированной проходке первого перегонного тоннеля линии «Север-Юг» метротрамвая в городе Челябинск. Проект строительства уникального транспортного объекта реализуется в рамках социально-экономической инициативы Правительства России «Инфраструктурное меню» по поручению Президента Российской Федерации Владимира Путина. Старт проходки был дан по видеоконференцсвязи на торжественном совещании под руководством Заместителя Председателя Правительства Марата Хуснуллина с участием губернатора Челябинской области Алексея Текслера. Выполнять тоннелепроходческие работы на этом участке трассы будет компания-субподрядчик холдинга CRCC из Китая – ООО «16-ое управление СиАрСиСи».

«В этом году главным вектором нашей работы на ближайшие 6 лет стал национальный проект «Инфраструктура для жизни». Подводя итоги года, видим, что строительная отрасль показывает достойные результаты. Новые объекты дорожно-транспортной, социальной и коммунальной инфраструктуры строятся во всех регионах. Все они призваны создать комфортные условия жизни в регионах. Главная задача – чтобы положительные изменения чувствовали люди. Сегодняшние объекты — это лишь малая часть того, что делается в масштабах всей страны. Но тем не менее крайне важные для развития конкретных регионов и повышения качества жизни граждан. Сегодня запустили первую проходку тоннеля метротрамвая в Челябинской области, проект которого реализуется по поручению Президента. Кроме этого, открыли новый автодорожный путепровод через ж/д пути в городе Вязьме Смоленской области, обновленный мост через реку Лып в Кезском районе Удмуртской Республики, завершили строительство большого детского сада в Чувашской Республике. Большое спасибо всем, кто принимал участие в реализации проектов, региональным командам, Минстрою, Минтрансу, Фонду развития территорий. Сегодняшнее мероприятие – общая заслуга слаженной работы», – сказал Марат Хуснуллин.

Тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК) «Полина» приступил к работе на участке от остановочного пункта «Улица Овчинникова» до станции «Торговый центр». Общая протяженность левого перегонного тоннеля этого сегмента линии составит 2175 метров, для чего будет смонтировано 1557 колец высокоточной железобетонной обделки.

«Группой компании «Моспроект-3» совместно с китайскими партнерами из компании СиАрСиСи выполнены в полном объеме работы по подготовке к старту проходки от остановочного пункта «Улица Овчинникова»: на 100% выполнены работы по устройству стартового котлована, причем с учетом переработки проекта под тоннелепроходческий комплекс из Китая была сделано перепроектирование монтажной камеры и рампового участка, – сообщил генеральный директор холдинга Константин Матвеев. – С инженерами компании СиАрСиСи, экспертами НИЦ Тоннельной ассоциации и Главгосэкспертизы России, Минстроем России проработаны технические решения по механизированной проходке тоннелей в скальных грунтах – ранее аналогичные работы в таких твердых породах велись в основном буровзрывным методом. По технологии второй щит с улицы Овчинникова приступит к строительству правого перегонного тоннеля чуть позже, когда первый ТПМК продвинется вперед на нужное расстояние. Также строительные работы сейчас развернуты еще на двух строительных площадках: на остановочном пункте «Улица Косарева» и на улице Каслинская, где возводятся стартовые котлованы для механизированной проходки следующих четырех тоннелей».

Тоннелепроходческий комплекс «Полина» изначально использовался на строительстве Большой кольцевой линии московского метрополитена, но для метротрамвая в Челябинске прошел специальную модернизацию. Ведь главная особенность проекта – проходка подземных тоннелей в твердых скальных грунтах, характерных для центрального сегмента линии метротрамвая в Челябинске. Для этого на заводе CRCC в Китае изготовили принципиально новый ротор для скальных пород, аналогов которому сегодня в России нет.

«Тоннелепроходческий комплекс стал двухрежимным, получив возможность работать как в обычных, так и в твердых скальных грунтах, – рассказал Председатель China Railway 16th Bureau Group Ву Янькунь. – Скорость вращения ротора увеличена на 50%, а мощность каждого из 6 моторов увеличена с 150 до 250 Квт. Из-за этого ротор стал весить на 30 тонн больше, а общий вес комплекса увеличился на 60 тонн. Его длина стала 95 метров, что на 12 метров больше стандартного размера из-за необходимости добавления еще одного элемента конструкции. Обслуживание этого комплекса будет вестись бригадой китайских специалистов в количестве 45 человек в смену, имеющих опыт проходки в скальных породах».

Губернатор Челябинской области Алексей Текслер доложил Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Марату Хуснуллину, что в Челябинске начинается важный этап строительства первой линии метротрамвая «Север-Юг» – стартует проходка первого перегонного тоннеля: «Сегодня очень важный день для всей Челябинской области – мы даем старт ключевому этапу нашего комплексного инфраструктурного проекта челябинского метротрамвая: начинаем проходку горизонтальных тоннелей. Мы формируем транспортный каркас челябинской агломерации на десятилетия вперед».

Проект первой линии «Север-Юг» метротрамвая в Челябинске протяженностью свыше 9 км предусматривает строительство двух подземных станций («Площадь Революции» и «Торговый центр») и наземных остановочных пунктов: «Улица Овчинникова», «Улица Косарева» и «Улица Каслинская». Отметим, строительство метротрамвая требует меньших капитальных вложений и эксплуатационных расходов по сравнению с линиями классического метро, а также позволяет снизить влияние от строительства на окружающую среду и застройку.

Напомним, помимо реализации инфраструктурного проекта в Челябинске, работы по строительству объектов метрополитена и метротрамвая по федеральной программе «Инфраструктурное меню» Группой компаний «Моспроект-3» ведутся в Нижнем Новгороде и Красноярске. Также команда холдинга – один из ключевых авторов и участников программы развития московского метрополитена. С участием экспертов Группы компаний «Моспроект-3» построены более 93 км и 37 станций метро.