НОВОСТИ | 18.09.2025

ГК «МОСПРОЕКТ-3» СТРОИТ ДЛЯ МЕТРОТРАМВАЯ В КРАСНОЯРСКЕ УНИКАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ

Нестандартная в российском метростроении круглая камера для демонтажа тоннелепроходческих щитов на остановочном пункте «Улица Копылова» красноярского метротрамвая впоследствии станет частью станционного комплекса. Этап устройства ограждающих конструкций котлована демонтажной камеры уже выполнен более чем на 50%.

Станционный комплекс общей площадью более 8,7 тысяч кв. метров, который Группа Компаний «Моспроект-3» начала возводить в Октябрьском районе Красноярска, расположится на участке между улицами Копылова, Корнеева, Красной Армии и Академика Киренского. Уже активно идет строительство котлована демонтажно-щитовой камеры (ДМЩК) на одной из четырех строительных площадок: после переустройства основной части инженерных коммуникаций строители сразу же приступили к устройству котлована.

Уникальность объекта в истории метростроения в России заключается в форме самой камеры: она спроектирована в виде круга диаметром всего лишь 32 метра, тогда как традиционно подобные объекты имеют форму прямоугольника, вмещающего всю длину тоннелепроходческого комплекса длиной около 80 метров. Глубина нового котлована составляет внушительные 48,7 метра, а стены из буросекущих свай погружены ещё глубже — на отметку 59 метров.

Подобный цилиндрический котлован ранее применялся лишь однажды — при строительстве Большой кольцевой линии (БКЛ) московского метро, однако там глубина составляла менее 46 метров. Основное новшество красноярского проекта состоит в интеграции демонтажной камеры непосредственно в структуру станционного комплекса. Ранее в проекте БКЛ подобная камера осталась отдельным вспомогательным сооружением на тоннельном перегоне.

В Красноярске же, после окончания проходки тоннелей и демонтажа щитов, камеру соединят с платформенной частью станции «Улица Копылова». Она, напомним, тоже станет уникальным объектом красноярского метротрамвая: глубокого заложения, строится под землей закрытым способом. Котлован камеры в торце станции станет «зданием» высотой примерно в 15 этажей, в котором будет смонтирована тягово-понизительная подстанция, блок технологических помещений для обслуживания станции, вентиляция и эвакуационный выход. Такая конструкторская идея проектировщиков Группы компаний «Моспроект-3» позволяет ускорить строительство метротрамвая и «посадить» станцию в стесненных городских условиях.

Для возведения стен котлована сначала была построена круговая форшахта: потребовалось 187 м3 бетона и армированных каркасов массой 6,3 тонны. Сейчас ведутся буровые работы: специалисты сразу на четырех специальных установках выбуривают по кругу грунт в земле под два типа буросекущих свай: армированных – с металлическим каркасом внутри бетонного монолита и обычных бетонных. Всего необходимо сделать 132 сваи диаметром 1,2 метра, и уже выполнено 56% – 74 сваи. Для их устройства разработано 8,7 тысяч кубометров грунта, уложено 4887 м3 бетона и смонтировано 266 тонн армкаркасов.

Напомним, общая длина линии красноярского метротрамвая на первом этапе составляет 11 км, на ней расположатся шесть остановочных пунктов: «Высотная», «Улица Копылова», «Вокзальная», «Площадь Революции», «Улица Карла Маркса» и «Улица Шахтеров». Генеральный подрядчик строительства первого этапа линии – ГК «Моспроект-3», субподрядчиком выступает группа компаний «Бамтоннельстрой-Мост».

Помимо реализации уникального транспортного проекта в Красноярске, работы по строительству объектов метрополитена и метротрамвая в рамках социально-экономической инициативы Правительства России «Инфраструктурное меню» Группой компаний «Моспроект-3» ведутся в Нижнем Новгороде и Челябинске.

Также команда холдинга – один из ключевых авторов и участников программы развития московского метрополитена. С участием экспертов Группы компаний «Моспроект-3» построены более 93 км и 37 станций метро.