interfax.ru | 22.08.2022

В российских мегаполисах растет интерес к созданию интегрированных систем скоростного легкорельсового транспорта – Анна Меркулова

О технологических возможностях реализации программы «инфраструктурного меню» рассказала генеральный директор ГК «Моспроект-3» Анна Меркулова.

Успехи метростроителей, которые обеспечили беспрецедентное развитие московской подземки в последнее десятилетие, возвращают в повестку крупных городов России вопрос о создании или расширении местных скоростных внеуличных рельсовых транспортных систем. Инициатива все чаще находит поддержку у руководства страны – для этого федеральным правительством запущен механизм «инфраструктурного меню». О технологических возможностях удовлетворить запрос российских мегаполисов на строительство современного скоростного транспорта в интервью Интерфаксу рассказала генеральный директор группы компаний «Моспроект-3», заместитель председателя правления Тоннельной ассоциации России (ТАР) Анна Меркулова.

– Анна Дмитриевна, ГК «Моспроект-3» является одним из ключевых участников программы развития столичного метрополитена. Действительно ли метро – наиболее эффективный вид скоростного общественного транспорта для столицы?

– Москва – один из крупнейших мегаполисов мира, и сложившаяся плотная городская застройка фактически диктует необходимость освоения подземного пространства, которое в последние годы ведется беспрецедентными темпами. Мэр Москвы Сергей Семенович Собянин 11 лет назад определил ключевым приоритетом градостроительной политики столицы развитие транспортной системы, и ведущая роль отведена метро. В результате в 2011-2021 годах в столице открыто 100 новых станций, сеть метрополитена выросла в полтора раза. Для сравнения, с 2000 по 2010 год построено 27 станций – почти в четыре раза меньше.

Увеличить темпы строительства метро в Москве позволил целый комплекс мер. Из технологических особенностей могу выделить активную цифровизацию, в том числе переход к BIM-проектированию, интенсификацию проходческих работ с помощью ТПМК, переход к станциям преимущественно мелкого заложения и наземным участкам, как в Новой Москве.
Сегодня московский метрополитен находится в числе мировых лидеров как по протяженности линий, так и по пассажиропотоку. Популярность этого вида транспорта у горожан говорит о том, что ставка на развитие метро стала абсолютно верной. Сегодня среди всех видов общественного транспорта большинство москвичей выбирают именно метро и считают его наиболее удобным и быстрым для ежедневных перемещений по городу.

– Как идет процесс развития транспортных систем в других крупных российских городах?

– Комфортная разветвленная городская транспортная система – это визитная карточка любого мегаполиса, а также колоссальные возможности для его жителей. Инициатива крупных городов нашей страны к созданию и развитию своих транспортных систем, которое мы сейчас наблюдаем, поддержано президентом России Владимиром Владимировичем Путиным и руководством отечественной строительной отрасли. Для этого Правительством РФ разработана и запущена беспрецедентная программа «инфраструктурного меню».

Сейчас команда ГК «Моспроект-3» проектирует и готовится к старту первой проходки нового участка Автозаводской линии метрополитена Нижнего Новгорода. Этот проект первым получил финансирование в рамках программы «инфраструктурного меню». Продление Автозаводской ветки позволит значительно улучшить транспортную доступность исторического центра города – на метро можно будет добраться до его основных достопримечательностей, включая Нижегородский Кремль.

Длина участка составит чуть более 3 километров, на нем расположатся две станции – «Площадь Свободы» и «Сенная». Это будет классическое метро мелкого заложения – станции расположатся на глубине 10-11 метров. В проходке мы задействуем три щита, один из которых впервые в истории российского метростроения получил мужское имя – «Владимир». В настоящий момент специалисты ГК «Моспроект-3» ведут подготовку тоннелепроходческих щитов, необходимую для начала их работы.

ГК «Моспроект-3» также определена единым поставщиком на проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы по продлению Сормовско-Мещерской линии. На новом участке протяженностью 2,3 км построим конечную станцию мелкого заложения «Сормовская» в густонаселенном районе Заречной части Нижнего Новгорода.

– Можно ли считать такой формат – метро мелкого заложения – универсальным для большинства городов нашей страны?

– Вопрос целесообразности строительства метро необходимо рассматривать комплексно. В целом, думаю, жителям любого города хочется иметь доступ к такому скоростному и комфортному транспорту как метрополитен, но, во-первых, не все грунты в равной степени подходят для строительства подземки, во-вторых, в ряде мест существует, например, повышенная сейсмическая активность, что также сильно осложняет реализацию проектов метро.

Кроме того, необходимо четко осознавать, что такой проект должен быть окупаемым, а экономическая целесообразность его реализации определяется в том числе прогнозируемым пассажиропотоком. Если он низкий, то, с учетом высоких эксплуатационных затрат, проект с большой долей вероятности станет убыточным. Сейчас актуальным становится создание интегрированных скоростных легкорельсовых транспортных систем.

Самый свежий пример – Красноярск, где инженеры ГК «Моспроект-3» обеспечат комплекс работ по проектированию и строительству первой подземно-наземной линии скоростного легкорельстового транспорта. Проект также вошел в федеральную программу “инфраструктурного меню” и получил поддержку руководства страны. К строительно-монтажным работам планируем приступить уже в этом году, в ближайшее время начинаем подготовку тоннелепроходческих механизированных комплексов для строительства тоннелей. Один из ТПМК уже обрел собственное имя – Енисей.

Первый этап рельсового скоростного транспортного комплекса пройдет через центр Красноярска, расположенный на левом берегу реки Енисей. На участке протяженностью около 11 км появятся 6 станций – 4 подземных и 2 наземных. Маршрут красноярского легкорельсового транспорта обладает потенциалом по продлению еще на 4 км и строительству дополнительных 6 наземных станций. Интеграция с существующей сетью трамвая позволит создать современную комфортную транспортную систему, отвечающую всем потребностям пассажиров крупнейшего города Восточной Сибири.

– Какие преимущества есть у этой системы по сравнению с классическим метро?

– Основные факторы эффективности такого решения – это использование интегрированных наземных и подземных участков, уменьшенная глубина заложения и площадь подземных остановочных пунктов, а также эксплуатация небольших составов из нескольких вагонов. Благодаря этим факторам значительно снижается объем необходимых для строительства инвестиций. Кроме того, резко минимизируются затраты на обслуживание наземных остановочных пунктов, что в конечном итоге уменьшает общие эксплуатационные расходы.

Другое подобное решение мы предложили для Челябинска. Сегодня в городе есть частично построенные, но не запущенные в эксплуатацию линии и станции метро. Протяженность существующих выработок составляет порядка 8 километров, также ранее освоены стройплощадки нескольких станций и электродепо. В настоящий момент наш холдинг приступил к обслуживанию существующих выработок челябинского метрополитена, а также предложил решение по достройке тоннелей и их интеграции с существующими наземными линиями трамвая. Их в свою очередь планируется комплексно реконструировать для запуска движения скоростного легкорельсового транспорта.

Всего предусмотрено строительство двух линий метротрамвая общей протяженностью порядка 11 км, включая четыре подземных остановочных пункта. При этом нашими экспертами изучены три варианта, которые отличаются трассировкой, глубиной заложения отдельных станций и типом расположения платформ. Кроме того, предстоит построить дополнительные наземные участки трамвайных линий с разворотными кольцами и остановочными пунктами, а также реконструировать два депо для создание современных ремонтных мастерских.

На днях ГК «Моспроект-3» выбран оператором по строительству первой линии челябинского метротрамвая «Север – Юг». Проект требует серьезной концентрации ресурсов — на стройплощадки выйдем уже осенью, завершить строительство должны до 2026 года.

– ГК «Моспроект-3» выбран ключевым подрядчиком в рамках федеральной программы  «инфраструктурного меню». Как трансформировался холдинг и какие перспективы определяете для команды?

– Когда в 2012 году я получила приглашение возглавить проектный институт Моспроект-3, основанный в 1961 году, мэр столицы Сергей Семенович Собянин ставил перед Стройкомплексом Москвы задачу оперативной интенсификации ключевых градостроительных программ – метростроения и развития улично-дорожной сети. Для этого требовалась консолидация проектных мощностей. В первый же год удалось вывести институт Моспроект-3 из убыточного состояния, а в 2014 году сформировать на его базе современный инженерный центр со специализацией в сфере транспортного строительства. В холдинг также вошли старейшие проектные институты МНИИТЭП (год основания – 1951) и Моспромпроект (год основания – 1978).

За десятилетие реализации беспрецедентной программы развития столичного транспортного комплекса, которую мы обеспечивали передовыми технологическими решениями по строительству метро глубокого и мелкого заложения, уникальной наземной линии, автомобильных магистралей, транспортно-пересадочных узлов, группа компаний  «Моспроект-3» прошла трансформацию из проектного центра в инжиниринговый холдинг полного цикла.

Сегодня наш холдинг обеспечивает весь комплекс услуг: изыскания, проектирование, строительно-монтажные работы, ввод объектов в эксплуатацию и организация обслуживающих процессов. В 2012 году численность сотрудников института Моспроект-3 составляла более 200 человек, сегодня в холдинге работает свыше 2 тыс. человек. С учетом задач по реализации программы «инфраструктурного меню» мы планируем создать в крупных мегаполисах нашей страны не менее 20 тыс. новых рабочих мест. Как показывает практика, вложения в инфраструктуру формируют значительный мультипликативный эффект для экономики страны: новые транспортные коридоры являются драйверами для развития прилегающих территорий.