Tunnels & Tunnelling | 19.11.2021

МОСКОВСКОЕ МЕТРО: РАСШИРЕНИЕ ГОЛОВОКРУЖИТЕЛЬНЫМИ ТЕМПАМИ

(Перевод письма редактора Ladies in waiting и статьи Underground in Moscow, опубликованных в профессиональном международном журнале Tunnels & Tunnelling в ноябре 2021 года. Ссылка на оригинальные материалы).


ДАМЫ ЖДУТ СВОЕГО ЧАСА


Почти половину населения мира составляют женщины, однако во многих сферах деятельности они представлены слабо. Особенно это справедливо для строительной сферы. В Великобритании женщины составляют около 13% от общего числа работников строительной индустрии. В США ситуация схожа. Однако большинство женщин работают в офисе или на административных должностях. На стройплощадке вы увидите совсем другую картину.

Согласно данным Еврокомиссии, лишь 2% работников на строительных площадках по всему миру – женщины. Действительно, встретить на стройплощадке женщину – скорее исключение, чем правило. Именно поэтому в этот месяце мы рады видеть в T&TI женщин, которые, без сомнения, являются частью профессионального сообщества тоннельщиков.

На обложке мы видим Анну Меркулову, у которой есть веская причина там находиться. Она инженер и член BTS и ITA. А также, будучи главой ГК «Моспроект-3», она является ключевым игроком в программе стремительного расширения московского метро, в рамках которой тоннели прокладывают более 30 (да-да, 30!) ТПМК (увлекательное интервью с Меркуловой мы можете прочесть на стр. 18).

Между тем на стр. 35, в статье о железнодорожной линии, которая проходит под руслом реки в Брисбене, мы расскажем вам о другой женщине – тоннельном инженере, находящейся, так сказать, в самой гуще событий – на стройплощадке станции Albert Street. Ее фотография мне представляется впечатляющей, потому что показывает девушку-инженера, которая гордо и целенаправленно идет по стройплощадке очень сложного объекта.

Как и в случае с фотографией на обложке (которая, разумеется, сделана не во время проведения работ на площадке), оба изображения – это профессиональные образы, которые представляют сферу тоннелирования в благоприятном свете и, без сомнения, могут вдохновить молодых девушек рассмотреть перспективу связать свою карьеру с инженерным делом.

Что, конечно же, пойдет инженерному делу только на пользу. Доля женщин в этой сфере ниже, чем в среднем в индустрии строительства, но ситуация улучшается: в Великобритании на долю женщин приходится около 10% от общего числа профессиональных инженеров (в 2009 году это значение составляло 5,8%). В то же время число женщин, занимающих должности, связанные с инженерным делом, за последние десять лет удвоилось: с чуть более 25 тысяч до чуть более 50 тысяч, согласно данным компании Wise. Так что есть свет в конце тоннеля (извините). Все пойдет на лад, просто это займет время.

Джордж Деметри, редактор.

<…>


МОСКОВСКОЕ МЕТРО


Москва стремительно возводит новые линии метрополитена, чтобы подземка лучше справлялась с задачей по перевозке 7 млн пассажиров, которые ежедневно ей пользуются. Джулиан Чампкин побеседовал о программе расширения сети метро с Анной Меркуловой, инженером и генеральным директором группы компаний «Моспроект-3».


Быстро, масштабно, с размахом – эпитеты в отношении расширения московской системы рельсового транспорта, которые первыми приходят на ум. Программа развития всего внеуличного рельсового транспорта, начатая в 2011 году, включает в себя строительство как минимум 120 новых станций к 2024 году. К тому моменту протяженность рельсовой транспортной системы мегаполиса вырастет в двое и превысит 1000 км. А новое «Большое кольцо» станет самым протяженным метрокольцом в мире.

Одна цифра может дать представление об этом масштабном начинании: в то время как в мире для реализации программ метростроения используются самое большее всего несколько ТПМК, в Москве одномоментно работало 23 комплекса – и это стало рекордом Гиннесса.

Беспрецедентные темпы развития рельсовой сети, состоящей из метро, Московского центрального кольца (МЦК) и Московских центральных диаметров (МЦД), стали возможны благодаря передовым технологиям, применяемым российским инженерами.

Анна Меркулова – инженер, член Британской тоннельной ассоциации и Международной тоннельной ассоциации, а также генеральный директор группы компаний «Моспроект-3» – ключевого участника московского мега-проекта – рассказала Tunnels and Tunnelling International о проводимой работе.

Московский метрополитен был предметом гордости с момента его создания в 1930-х годах, в эпоху Сталина. Станции метро известны своей просторностью и величественной внутренней отделкой. Более полувека спустя гости столицы все так же восхищаются пристальным вниманием, уделяемым системе общественного транспорта, которая изначально была построена для того, чтобы облегчить жизнь пролетариату.

Однако Москва разрастается, а вместе с ней растут и ее транспортные запросы. Система в основном состояла из линий, известных как «диаметры», расходившихся из центра города по радиальной схеме. Связей между ними было мало. При этом ситуация с пробками на дорогах ухудшалась.


Анна Меркулова объясняет:

«В 2010 году мэрия Москвы приняла решение о форсированном обновлении всей транспортной системы. Приоритет получил метрополитен, который исторически является самым популярным видом транспорта в столице – ежедневно им пользуются 7 млн пассажиров, которые в год совершают 2,5 млрд. поездок.

Масштабная программа по расширению сети подземки имела цель довести показатель охвата населения до 90%. Для этого в первую очередь продлили 7 существующих линий, которые получили 27 дополнительных станций. Параллельно развернули строительство 5 новых радиальных линий с 60 станциями, из них 20 уже построены.

Другая важная цель программы – повышение вариативности при передвижении по городу. Для этого необходимо было создать дополнительные поперечные связи между радиальными линиями и комфортные транспортно-пересадочные узлы. Одна такая линия – Московское центральное кольцо или МЦК (14-я линия) – уже существовала, но в советский период выполняла функцию грузовых перевозок. В 2016-м ее адаптировали для пассажирского движения, и со старта пассажиропоток превысил самые смелые прогнозы. Сейчас комфортные железнодорожные составы «Ласточка» ходят в тактовом режиме, а станции интегрированы с пригородным сообщением – Московскими центральными диаметрами.

Команда ГК «Моспроект-3» создала большинство транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) между МЦК и диаметральными линиями. Они стали дополнительными точками роста мегаполиса, которые сбалансированы новыми рабочими местами.

Второй проект – 70-ти километровая Большая кольцевая линия (БКЛ), на которой возводится 31 станция. Она стала настоящим символом московской программы метростроения. Когда кольцо замкнется, оно будет самым протяженным в мире, обогнав пекинскую подземку. Именно на БКЛ эксперты Guinness World Records зафиксировали одновременную работу 23 тоннелепроходческих механизированных комплексов. Всего же для проходки тоннелей используется более 30 ТПМК, в том числе четыре – диаметром 10 метров.

Сегодня на БКЛ пройдено 97% тоннелей. По большей части мы используем 6-метровые ТПМК, но около 15 км тоннелей проложены двухпутными, с помощью 10-метровых ТПМК. С запуском в этом году очередного участка, для пассажиров станет доступно более 17 км новой линии, а замкнуть кольцо планируется в 2023 году.

Московская программа метростроения потребовала колоссальной концентрации ресурсов и знаний. На разных этапах в ней приняли участие в том числе специалисты из европейских и азиатских стран. В частности, наша команда взаимодействовала с испанскими проектировщиками, предложившими концепцию проходки двухпутных тоннелей с помощью ТПМК, а с китайскими строителями, которые привезли в Москву 6 щитов, мы работали над участком Большого кольца.

Несмотря на то, что российские метростроевцы обладают грандиозным опытом по возведению глубокого метро в скальных породах и неустойчивых грунтах, ускорения программы добились за счет уменьшения глубины залегания большинства новых участков и применения типовых конструкций станционных комплексов.

Некоторые участки все же пришлось пройти классическим горным способом. Геология в Москве представляет определенные сложности – постоянно встречаются водонасыщенные песчанники, трещиноватые скальные грунты, пластичные и тугопластичные глины, регулярно сталкиваемся с высоким горным и гидростатистическим давлением. Наши инженеры используют широкий спектр современных технологий, в том числе специальные методы: сухая и рассольная заморозка, цементация грунтового массива, буровзрывной метод строительства с набрызг-бетонной крепью, комбайновый способ проходки и т.д.

В Новой Москве имеется совершенно уникальный опыт по строительству наземного участка метро. Команда ГК «Моспроект-3» реализовала проект за рекордные 2 года. Новая Москва – это аналог «Большого Парижа». К слову, российский проект стартовал позже французского, однако первых результатов добился гораздо раньше. Наземный участок проведен в едином каркасе с автомобильной магистралью и имеет стильное футуристичное накрытие. Конструкция защищает от осадков и обеспечивает безопасность контура. Подобных решений раньше в московском метрополитене не применяли и нашим инженерам пришлось проделать большую нормативную работу, чтобы реализовать проект.

В России на государственном уровне уделяется особое внимание информационных технологиям в строительстве. BIM в следующем году становится обязательным для всех государственных заказов. Мы на протяжении последних нескольких лет инициативно внедряли в свою работу технологии информационного моделирования, активно работали в профессиональных объединениях по созданию нормативно-технической базы, участвовали в подготовке высококлассных специалистов, которые внедряют BIM, выполнили несколько крупных заказов с использованием BIM и в итоге получили статус BIM-лидера России в инфраструктурном строительстве.

Специалисты холдинга прошли путь от фрагментарного использования технологий информационного моделирования до создания полностью в BIM-среде первого в стране объекта метро. С каждым реализованным в BIM проектом мы пополняли нашу корпоративную базу знаний и библиотеку элементов, формализовывали правила, регламентирующие обмен и управление информацией об объекте строительства, со временем мы сформировали единую рабочую среду, которая в том числе использует открытые форматы, что позволило объединить лучшие стороны программных продуктов различных вендоров. Сегодня наша команда расширяет функционал цифровых моделей за счет интеграции в них дополнительных программных продуктов, в том числе графиков сетевого планирования, аналитических расчетов по развитию пожара и эвакуации, комплексных геомеханических моделей грунтов и т.д.

BIM позволяет эффективнее строить инфраструктурные объекты в плотных условиях мегаполиса. Например, для наземного участка метро в Новой Москве мы применили цифровое моделирование, чтобы оптимизировать инженерные коммуникации станционных комплексов, т.к. изначально коридор предназначался для скоростного трамвая. Станции другого радиуса – Троицкой линии, которая прокладывается в глубь присоединенных территорий, зажаты жилой застройкой и дорожной сетью. С помощью BIM мы можем досконально выявлять коллизии и устранять их еще на этапе проектирования.

Думаю, государственная инициатива по повсеместному внедрению BIM придаст большой импульс развитию инновационных технологий в России.

В сфере освоения подземного пространства мы продолжаем работу над программой развития московского метрополитена, которая позволила совершить небывалый в своей истории рывок. Конечно, постоянной потребности в таких темпах нет, сейчас заказчик входит в режим равномерной работы. Однако предстоит проложить еще 58 км тоннелей и построить 24 станции, в активной фазе также находятся проекты третьего и четвертого маршрутов МЦД, анонсирован и пятый. Так что у нас впереди еще много работы.

Что касается дальнейших перспектив, то мэрии сразу нескольких российских мегаполисов инициировали программы по развитию своих транспортных систем. Планы поддержаны президентом и федеральным правительством. Например, недавно команда ГК «Моспроект-3» подключилась к проекту метротрамвая в Челябинске: системы легкого скоростного трамвая распространены в европейских городах, но в данном случае мы столкнулись с уникальной ситуацией, когда в транспортную сеть необходимо интегрировать недостроенные тоннели метро.

При большом потенциале российского рынка мы тем не менее имеем предложения и рассматриваем для себя европейские и ближневосточные проекты. Уверена, что тот колоссальный опыт и передовые компетенции, которые команда ГК «Моспроект-3» получила на беспрецедентной программе развития метрополитена Москвы, позволит обеспечить бескомпромиссное качество при реализации объектов наших зарубежных партнеров».