stroygaz.ru | 01.10.2021

Масс-старт

В сентябре мэр Москвы Сергей Собянин провел технический пуск сразу нескольких участков Большой кольцевой линии (БКЛ). Во время своей встречи с метростроевцами градоначальник отметил, что все работы на запланированных к открытию отрезках БКЛ идут в соответствии с графиком, внутри уже ходят поезда и обкатываются линии, ведутся пусконаладочные работы. Предполагается, что до конца года пассажирское движение организуют сразу по западному, юго-западному и южному участкам БКЛ общей протяженностью порядка 20 км. На них возведено 10 станций: «Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино» и «Каховская». По словам мэра, одновременное открытие такого количества станций — не только технически сложная операция, но и уникальный случай в истории метростроения.

С началом их эксплуатации количество действующих станций на БКЛ увеличится до 22. Всего же на 70-километровом кольце, опоясывающем город на расстояния в два-три перегона от «старой» Кольцевой линии, расположена 31 станция. Таким образом, уже в этом году заработает две трети БКЛ. Остальные станции планируется ввести в строй в 2022-м или в самом начале 2023 года. Большинство из них станут важными транспортными узлами и существенно упростят и ускорят передвижение пассажиров по городу, обеспечив им пересадки на другие линии метро, в том числе Московское центральное кольцо, а также на Московские центральные диаметры (МЦД).

При разработке пространственного и архитектурного облика новых станций БКЛ метростроевцы не только опирались на свой богатый опыт, но и использовали ряд инновационных приемов и технических решений. Станции «Аминьевская», «Проспект Вернадского», «Мичуринский проспект», «Новаторская», «Зюзино», «Воронцовская» запроектированы специалистами группы компаний (ГК) «Моспроект-3». Как рассказала «Стройгазете» генеральный директор холдинга Анна Меркулова, уникальное оформление в стиле параметризма этих станционных комплексов стало возможно благодаря применению технологий информационного моделирования. И в результате несмотря на то, что станции выполнены по повторно применяемой конструктивной схеме, облик каждой из них получился индивидуальным. Достичь необходимых геометрических форм специалистам ГК «Моспроект-3» удалось с помощью математических вычислений в сложных программных комплексах.

Вообще, параметрическая архитектура — совершенно новый стиль для московского метрополитена. «На смену классическим геометрическим фигурам приходят более динамичные элементы. Например, имитацию космической сферы на «Проспекте Вернадского» мы выполнили с помощью пиксельного потолка, собранного методом случайных чисел. На «Мичуринском проспекте» параметризм помог в создании циклично повторяющегося орнамента потолка в виде лепестков и иероглифов», — пояснил начальник архитектурного отдела по проектированию объектов метрополитена ГК «Моспроект-3» Владимир Бутурлинцев.

При разработке проектов будущих станций серьезное внимание уделялось их внутренней отделке. «Наши архитекторы нашли совершенно новое применение как искусственным материалам — кварцевому агломерату, так и натуральному камню», — добавила Анна Меркулова. Так, южный участок БКЛ стал «пионером», где в отделке станций использовали кварцевый агломерат. Этот камень дает простор для создания любого цвета, который невозможно найти в природе. На станции «Воронцовская» с его помощью удалось добиться красочного оранжевого оттенка, такого же, как представлена Калужско-Рижская линия на схеме метро, что создает своего рода цветовую интуитивную навигацию.

Наряду с искусственным камнем нашли новое применение и натуральным материалам. «На «Воронцовской» при облицовке стен вестибюля и наклонного хода эскалаторов использовали отечественный белый полоцкий мрамор. Благодаря низкому содержанию железа он надолго сохранит свою природную белизну. На полу станции «Зюзино» можно будет увидеть черный габбро-диабаз со сверкающими бликами из слюды золотых тонов. А визитной карточкой «Новаторской» станет подвесной потолок из триплексных панелей со встроенными фильтрами огненных оттенков, символизирующих энергию новаторства», — отметил главный архитектор по проектированию объектов метрополитена ГК «Моспроект-3» Сергей Каретников.

Все это великолепие пассажиры скоро увидят воочию. А на остальных участках БКЛ работы не останавливаются ни на минуту. На сегодня готовность Большого кольца оценивается в 88%, а полностью его строительство завершится менее чем через полтора года.