НОВОСТИ | 01.03.2023

Полностью запущена Большая кольцевая линия метро в Москве

Президент России Владимир Путин с Мэром Москвы Сергеем Собяниным запустили движение поездов по всем станциям самой протяженной в мире кольцевой линии метрополитена – Большой кольцевой, спроектированной и построенной при непосредственном участии ГК «Моспроект-3».

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин принял участие в торжественном открытии Большой кольцевой линии (БКЛ) московского метрополитена. Принципиальное решение о ее постройке 11 лет назад принял Мэр Москвы Сергей Семенович Собянин. Проектированием и строительством новой кольцевой линии занимались ключевые подразделения Стройкомплекса Москвы, одно из них – Группа копаний «Моспроект-3».

Как рассказали в пресс-службе холдинга, инженерами ГК «Моспроект-3» были разработаны технологии и решения, которые применялись при проектировании и строительстве всей кольцевой линии метрополитена. Например, для выполнения поставленной руководством Стройкомплекса по поручению Мэра Москвы задачи ускорения строительства БКЛ был разработан способ увеличения объема щитовой проходки за счет расположения станционных комплексов преимущественно мелкого, а не глубокого заложения. Также на скорость строительства участков БКЛ повлияла разработка экспертами холдинга типовых проектов наземных павильонов новых станций. Применение таких решений позволило реализовать проект строительства БКЛ в кратчайшие сроки: работы на каждой станции велись в среднем всего 2-3 года.

Длина Большой кольцевой линии московского метрополитена составляет 70 км, что является мировым рекордом: ранее считавшаяся самым протяженным метрокольцом Вторая кольцевая линия в китайской Пекине имеет длину всего 57 км. При этом БКЛ стала в 3,5 раза больше существующей кольцевой линии московского метро длинной 19,4 км с 12 станциями.

На новой Большой кольцевой линии расположены 31 станция и 3 электродепо – 1/5 часть из yих спроектированы и построены при непосредственном участии специалистов ГК «Моспроект-3». Со станций БКЛ можно сделать пересадки на 23 станции метро, 3 станции Московского центрального кольца (МЦК) и на 21 станцию Московских центральных диаметров (МЦД) и железной дороги, что позволит улучшить транспортное обслуживание более 3 миллионов пассажиров, которые сэкономят на ежедневных поездках в среднем до 40 минут!

Учитывая особенность нового московского метрокольца по соединению существующих и перспективных радиальных линий экспертами Группы компаний «Моспроект-3» также были разработаны инженерные решения для увязки новой линии с другими транспортными объектами в условиях существующей плотной городской застройки с минимизацией влияния строительства Большой кольцевой линии на функционирования других транспортных систем – в первую очередь действующих линий метро, а также путей РЖД и дорожной сети. В пресс-службе ГК «Моспроект-3» пояснили, что разработанные решения по закреплению грунтов около существующих станций метрополитена, а также оптимизированная конструкция ограждения и крепления котлованов применялись при строительстве московской Большой кольцевой линии.

Создание уникальной линии метрополитена повлекло за собой разработку революционных решений в архитектурном облике станций и применяемых для их отделки материалов. Так, например, для отделки станции «Воронцовская» впервые в истории московского метро был использован искусственный камень – кварцевый агломерат. Он обладает хорошей износостойкостью и позволяет использовать разнообразные цвета.

«Новшеством архитектурного облика станции Большой кольцевой линии «Новаторская», – рассказали в пресс-службе ГК «Моспроект-3», – является подвесной потолок, при проектировании которого впервые в истории столичного метро в качестве отделочного материала применено стекло. Потолок состоит из разноформатных панелей из триплекса с цветной пленкой трех оттенков оранжевого цвета, что позволяет в полной мере реализовать такие оптические свойства, как отражение и преломление света».

Для отделки вентиляционных киосков станции «Зюзино» архитекторы ГК «Моспроект-3» в качестве эксперимента впервые в метростроении применили алюминиевые панели-хамелеоны, превратив стандартные конструкции в своеобразные арт-объекты.

Еще одна особенность новых станций – создание нового архитектурного облика в стиле «параметризм». Необычная геометрия станционных комплексов создавалась с помощью сложных математических вычислений в программных комплексах. Например, пиксельный потолок станции «Проспект Вернадского», который имитирует космическую сферу, собран с помощью метода случайных чисел. На станции «Мичуринский проспект» в стилистике параметризма создан множественный орнамент потолка в виде лепестков и иероглифов. Красота архитектурного облика станции позволила назвать «Мичуринский проспект» самой красивой станцией метро, открытой в 2021 году!

Колоссальный опыт, накопленный при проектировании и строительстве московского метрополитена, специалисты Группы компаний «Моспроект-3» под руководством Меркуловой Анны Дмитриевны используют для реализации других инфраструктурных проектов в России. В настоящее время инженеры холдинга заняты продлением Автозаводской и Сормовско-Мещерской линий метрополитена Нижнего Новгорода, а также создают метро в Красноярске и Челябинске.

Напомним, масштабные проекты по развитию региональных транспортных систем ведутся в рамках федеральной программы инфраструктурного меню, поддержанной Президентом России Владимиром Путиным.